На даний момент 104 гостей на сайті

Снятие налички в банке: чего ждать с 3 июня?

e-mail Друк PDF
Автор : Сумцова Ольга, налоговый эксперт
С 3 июня 2019 года от лиц, снимающих наличность в банке, банк может потребовать документы, подтверждающие ее дальнейшее использование. Каких операций коснется это нововведение, какие документы нужно будет подавать — разберемся в этой статье.

Начнем с того, что речь идет о постановлении НБУ от 18.04.2019 г. № 62, которым вносятся изменения в Инструкцию о ведении кассовых операций банками в Украине* (далееИнструкция № 103). Вступает в силу оно с 3 июня 2019 года.

* Утверждена постановлением НБУ от 25.09.2018 г. № 103.

Несмотря на то, что Инструкция № 103 предназначена для банков, в нее внесено изменение, которое затрагивает и субъектов хозяйствования. Так, в Инструкции появился новый пункт 1111, в котором сказано следующее:

«1111. Банк (филиал, отделение) во исполнение требований законодательства Украины о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем**<…>, с учетом риск-ориентированного подхода должен обеспечитьпринятие мер, направленных на изучение клиентов — субъектов хозяйствования, которые осуществляют кассовые операции для дальнейшего осуществления наличных расчетов, с целью опровержения или подтверждения подозрений относительно осуществления клиентом финансовых операций, содержащих признаки фиктивности.

Банк (филиал, отделение), применяя риск-ориентированный подход, должен обеспечить получение от клиента — субъекта хозяйствования подтверждающих документов [такими документами могут быть: закупочный акт; закупочная ведомость; налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, кредитный договор; договор поставки; договор транспортировки; договор хранения)], на основании которых производятся наличные расчеты».

** Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII (далее — Закон № 1702).

А теперь по «кусочкам» разберем эту норму.

Первый момент. В абз. 1 п. 1111 говорится о принятии банками мер, направленных на изучение клиентов. А именно клиентов, которые осуществляют кассовые операций (снимают наличные) для дальнейшего осуществления наличных расчетов.

Термин «изучение клиентов» расшифрован в п.п. 5 п. 1 ст. 1 Закона № 1702. В интересующем нас контексте он подразумевает в том числе получение субъектом первичного мониторинга в процессе обслуживания клиента информации относительно содержания его деятельности.

Иными словами, банкам нужно принять меры по изучению деятельности клиентов, снимающих наличные для наличных расчетов, для выявления фиктивных финансовых операций.

Второй момент. Реализация интересующих нас мер будет осуществляться через получение от клиентов подтверждающих документов, на основании которых осуществляются дальнейшие наличные расчеты по снятой в банке наличности.

Третий момент. Из п. 1111 следует, что при требовании документов от субъектов хозяйствования банки применяют риск-ориентированный подход. То есть далеко не от каждого субъекта хозяйствования и не под каждую операцию снятия наличности банки будут требовать документы.

Риск-ориентированный подход — это определенная банком система по управлению рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и принятия им соответствующих мер способом и в объемах, которые обеспечивают эффективную минимизацию таких рисков в зависимости от их уровня.

На основании данных о клиенте, которые имеются у банка, в частности, о видах его деятельности, контрагентах, с которыми он работает, количестве работников и т. п., банк будет определять, есть ли риски в дальнейшем расходовании субъектом хозяйствования наличных средств (т. е. не связано ли дальнейшее расходование наличных средств с фиктивными операциями). Оценка рисковости финансовых операций клиента проводится на основании внутренних программ, разработанных банком.

Причем «злоупотреблять» своим правом требовать документы банки не должны. Ведь в случае чего (к примеру, обращения клиента в суд) банки должны будут обосновать, какими именно критериями руководствовались, останавливая осуществление финоперации.

Отсюда вывод: предоставлять документы под каждую операцию выдачи наличных не потребуется. Но нужно быть готовым их предоставить, если того потребует банк.

Если документы не предоставить — то наличность могут не выдать и вообще банк может отказать вам в дальнейшем обслуживании (ст. 10 Закона № 1702).

Четвертый момент — норма п. 1111 распространяется и на физлиц-предпринимателей. Но учитывая то, что касается она «кассовых операций для дальнейшего осуществления наличных расчетов», от предпринимателя могут потребовать документы, подтверждающие дальнейшее расходование средств, если наличка снимается для «предпринимательских» нужд.

Пятый момент. Критериев по сумме снятой наличности, при достижении которой банки могут требовать от клиента документы, — нет. То есть при снятии любой суммы могут потребовать документы (но опять же подчеркнем, применяя риск-ориентированный подход).

Шестой момент. Какие документы могут требовать? В самом п. 1111 сказано, что это могут быть: закупочный акт, закупочная ведомость, ф. № 1ДФ, кредитный договор, договор поставки, договор транспортировки, договор хранения.

Этот перечень не исключительный и зависит от того, для какой именно цели снимается наличность.

Седьмой момент. Когда предоставлять банку документы? Из самого п. 1111 это четко не следует. Как представляется, документы могут требовать как до, так и после получения наличности. В зависимости от конкретных обстоятельств.

Восьмой момент. Распространяются ли норма п. 1111 на снятие наличности с корпоративной карточки? Да, распространяется. Ведь Инструкция № 103 касается выдачи наличности клиентам с их счетов через кассу банка. А под кассой банка Инструкция понимает и банкоматы, через которые снимается наличность, а также пункты дистанционного обслуживания.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

+38 (0512) 58-15-19, +38 (0512) 58-31-16, +38(0512) 71-71-77 ednanya_com@mail.ru