На даний момент 50 гостей на сайті

Положение о кассовых операциях: «революция» продолжается

e-mail Друк PDF
Автор : Шевчук Михаил, налоговый эксперт

Первый день лета ознаменовался неожиданным, как гром среди ясного неба, вступлением в силу Изменений в Положение о ведении кассовых операций в нацвалюте в Украине1. Настолько же неожиданным, как было и появление самого обновленного Положения № 1482 в начале этого года. Хотя о проекте изменений было известно давно, их не было так долго, что о них уже успели забыть. И тут… В чем же суть изменений? Признаемся, на некоторые моменты регулятор заставил взглянуть «под новым углом». Давайте же разберемся!

1 Утверждены постановлением Правления НБУ от 24.05.2018 г. № 54 (далее — постановление № 54).

2 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Запоздалая отсрочка. Постановление от 29.12.2017 г. № 148, которым утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, дополнено п. 11. Согласно этому пункту субъекты хозяйствования имеют право до 30.06.2018 г. (включительно) использовать в своей деятельности формы: ведомости на выплату денег (приложение 1 к Положению № 6373); приходного кассового ордера (приложение 2); расходного кассового ордера (приложение 3); журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (приложение 4); кассовой книги (приложение 5); книги учета выданных и принятых старшим кассиром наличных (приложение 6) и акта о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 7), установленные «старым» Положением № 637.

3 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Поздновато как для переходных положений . Все уже и так адаптировалось без помощи НБУ, так что дарованное право уже мало кого заинтересует. Переходим к следующим «изюминкам».

Установлен предельный срок (новый п. 12), до истечения которого нужно разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе4. Это снова-таки 30.06.2018 г. (включительно). Тем, кто уже справился с этой задачей, нужно соотнести его положения с «новинками» в Положении № 148 (о которых мы будем говорить далее), и при необходимости, их имплементировать.

4 Подробнее с исполнением этой обязанности (и с образцом приказа) вы могли ознакомиться в статье «Порядок оприходования налички: готовая «рыба» для вас» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 10.

Напомним, что никаких штрафных последствий само по себе отсутствие собственного порядка оприходования налички не влечет.

До этой же даты (фактически — до конца этого месяца) субъектам хозяйствования предписано:

— разработать и утвердить порядок расчета лимита кассы5 (что предусмотрено п. 11постановления, которым утверждено Положение № 148);

5 Больше информации на тему вы могли почерпнуть со статьи «Лимит кассы: новации в порядке расчета» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 5).

— пользоваться лимитами кассы, установленными и утвержденными до 05.01.2018 г. .

Не очень удачная формулировка ! А если порядок расчета лимита кассы, разработанный с учетом Положения № 148, и собственно сам лимит уже утверждены предприятием?! Снова весь июнь (с 01.06.2018 г. по 30.06.2018 г. (включительно)) ориентироваться на старый лимит?

Формально именно так и выходит . Хотя логика подсказывает, что имелось в виду другое. Что старым лимитом нужно пользоваться до утверждения положения и нового лимита. Если с этой задачей справились, то и «переходная» норма нам ни к чему.

Но, опять же, слов «имеют право» нет, а превышение лимита — штука штрафоопасная.

Оприходование наличности: вот она — ясность. В связи с обновлением с 05.01.2018 г. определения термина «оприходование наличности» внутри нового «кассового» Положения № 148 обнаружился ряд серьезных противоречий. А «оступаться» в этих вопросах — уж очень дорого.

«Спутник» неоприходования — 5-кратный штраф.

Теперь же НБУ «поспешил» исправиться. А задумки авторов Положения № 148 наконец-то прояснились.

Внимание: с 01.06.2018 г. имеем обновленное определение оприходования наличности (п.п. 18 п. 3 Положения № 148). Это проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции.

Как и ранее, деньги, поступающие в кассы, должны приходовать в день получения наличных в полной сумме (согласно п. 11 Положения № 148).

Также «растолкован» абз. 2 п. 11 Положения № 148, в котором НБУ в свое время «слепил в кучу» ряд моментов. Теперь вместо одного «универсального» правила прописаны четкие «рецепты» для каждой ситуации оприходования наличности.

Ведущие кассовую книгу. Оприходование наличности учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами, — это осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании ПКО. Здесь все без изменений по сути.

Физлица-предприниматели, проводящие наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением Книги учета доходов и расходов (Книга УДР) или Книги учета доходов(Книга УД). Оприходованием наличности для них является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в Книге УДР (или Книге УД) на основании товарных чеков (квитанций).

Физлица-предприниматели, применяющие РРО и/или Книгу учета расчетных операций (КУРО). Оприходованием наличности для них является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

То есть без записи в КУРО (+ подклеивания фискального отчетного чека в КУРО на РРО) оприходование наличности все-таки не происходит.

По сути, возвращаемся к существовавшей до появления Положения № 148«традиции».

Обособленные подразделения учреждений/предприятий, применяющие РРО и/или КУРО без ведения кассовой книги. Оприходованием наличности для них является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО.

То есть вот какой, оказывается, была задумка авторов Положения № 148. А мы то сразу и не поняли — пришлось НБУ растолковывать .

Благо теперь уже точно можно не сомневаться — обособленным подразделениям с РРО или КУРО с РК, которые не принимают (не выдают) наличность по кассовым ордерам, кассовая книга не нужнадаже в случае сдачи наличной выручки прямиком в банк6!

6 История проблемы — в частности, в статье «Странные» разъяснения от НБУ: обособленные подразделения и К°» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 15).

Кроме того, п. 11 Положения № 148 уточнено, что субъекты хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО для: (1) подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих страницах КУРО; (2) осуществления операций с расчетными квитанциями в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии; (3) учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.

Также «уточнили», что документы, перечисленные в п. 29 Положения № 148, не только свидетельствуют о сдаче выручки в банк, но и являются подтверждением оприходования наличности в кассе субъектов хозяйствования. В их числе, напомним:

1) квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная печатью банка;

2) квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

3) экземпляр (а не копия) сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;

4) чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Снова-таки, зачем это прописано, не до конца понятно . Возьмем ФЛП, который вообще может работать без счета в банке. О каком подтверждении тогда в данном случае идет речь ?

Опять же, есть свой механизм оприходования, который никак не связан со сдачей денег в банк. О каком подтверждении тогда идет речь?

Для ФЛП Книга УД равна в правах Книге УДР. Как вы, должно быть, успели заметить, в части оприходования наличности Книга УД (ведут единононаложники — неплательщики НДС) теперь упоминается вместе с Книгой УДР. Впрочем, равноправие этих Книг налоговики отстаивали и ранее. А противоположная точка зрения не имела перспектив.

С 01.06.2018 г. Книга УД, как и Книга УДР (а также кассовая книга, книга учета выданных и принятых старшим кассиром наличных, КУРО), соответствует понятию книги учета (из п.п. 13 п. 3 Положения № 148).

Подпункт 14 п. 3 Положения № 148 теперь дает определение не только Книги УДР, но и Книги УД, не делая между ними никакого принципиального отличия.

То есть теперь НБУ в Положении № 148 учел тот факт, что не все предприниматели ведут Книгу УДР. Есть еще те, кто ведет Книгу УД. То есть для целей оприходования наличных Книга УДР = Книга УД.

Наличные ограничения: есть изменения. Вдобавок к предусмотренному в п. 6 Положения № 148ограничению в сумме 50 тыс. грн. на наличные расчеты между субъектами хозяйствования и физлицами добавили, казалось бы, аналогичное ограничение по расчетам физлиц с субъектами хозяйствования.

Вопрос — зачем это сделано? Ведь существующее ранее ограничение и так работало «в обе стороны»: у субъекта хозяйствования учитывались как исходящие платежи в пользу физлиц, так и входящие платежи от физлиц7. По крайней мере, в этом были убеждены налоговики.

7 Подробнее о чем вы могли прочесть в статье «Нарушение наличных ограничений — «обоюдоострый меч»?» в прошлом номере журнала.

Если присмотреться, можно выделить отличительную черту новоприбывшего ограничения. Так, если в отношении юрлиц и предпринимателей в п. 6 Положения № 148 прямо указано, что количество субъектов хозяйствования и физических лиц, с которыми осуществляются наличные расчеты, в течение дня не ограничивается (т. е. лимит расчетов по сути кратен числу «контрагентов»), то для физлиц такой оговорки не предусмотрено .

Соответственно есть основания полагать, что у НБУ была задумка:

— «лимитировать» для физлиц сумму исходящих наличных платежей с субъектами хозяйствования за день;

— дать им «на все про все» 50 тыс. грн. (а не по каждому «контрагенту»).

То же касается и наличных расчетов физлиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению.

Можно ли теперь говорить, что после изменений субъекты хозяйствования должны будут «сверять» с 50 тыс. грн. исключительно исходящие платежи в пользу физлиц? Мол, для исходящих от физлиц платежей — есть отдельная норма. Считаем такой подход пока очень рискованным. На наш взгляд, действовать нужно как и раньше. Четкости недостаточно. Соответственно налоговики могут остаться при своем мнении.

На этом пока все.

P. S. Отметим также, что в предыдущем номере мы касались в том числе вопросов отсутствия Z-отчета в КУРО, несвоевременного обнуления оперативной памяти8. Комментируемые изменения кардинально меняют подход к оприходованию, поэтому сделанные ранее выводы подлежат пересмотру с оглядкой на «новинки» в Положении № 148.

8 Статья «Использование КУРО: обходим штрафоопасные зоны» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 23).

Додати коментар


Захисний код
Оновити

+38 (0512) 58-15-19, +38 (0512) 58-31-16, +38(0512) 71-71-77 ednanya_com@mail.ru